Как открыть стоматологию?

    Перспективы стоматологического бизнеса и анализ рынка

    Согласно статистике, доля государственных стоматологических учреждений составляет менее 5% от общего количества всех организаций, предоставляющих аналогичные услуги. Основная масса клиник (95%) – это частные организации: небольшие стоматологические кабинеты, отделения крупных сетей и т.д. В частных стоматологических центрах пациентам предлагается персонализированный подход, более эффективные методы лечения и широкий спектр услуг.

    Из этого факта можно выделить два основных вывода:

    1. Частная стоматология – это сфера с очень высоким уровнем конкуренции. Даже в относительно маленьких городах сразу несколько клиник соревнуются за пациентов.
    2. Предоставление стоматологических услуг – выгодное направление, несмотря на конкуренцию и финансовые риски.

    Уровень спроса стоматологических услуг

    Бизнес план стоматологии

    Вы можете начать стоматологическую деятельность следуя одной из 3-х моделей:

    • Запустить стоматологию самостоятельно, составив собственный бизнес-план и оценив перспективу его развития.
    • Купить франшизу зубной поликлиники, оценив эффективность стоматологов от определенного бренда и изучив отчеты партнеров.
    • Приобрести уже функционирующий стоматологический бизнес, проведя тщательный аудит компании: юридический, финансовый и маркетинговый.

    Рассмотрим детально, как организовать прибыльную стоматологию, соблюсти законы и избежать скрытых проблем. Ниже приведен приблизительный план по запуску клиники, который поможет лучше понять все этапы реализации.

    Бизнес-план стоматологии

    Определяемся с организационно-правовой формой

    Можно зарегистрировать бизнес как ИП (индивидуальное предприятие) или ООО (общество с ограниченной ответственностью). ИП подходит для открытия частной стоматологической практики с одним специалистом, а ООО оформляется для запуска стоматологической клиники с количеством сотрудников от 2-х до 50.

    Используются коды ОКВЭД 85.12 “Стоматологическая деятельность” или 85.13 “Медицинская практика”. Выбор определенного кода влияет на систему налогообложения компании.

    ИП или ООО при открытии стоматологии

    Какие шаги необходимо предпринять для открытия стоматологической клиники:

    • Произвести регистрацию компании в фондах пенсионного, медицинского и социального страхования.
    • Открыть банковский счет и заказать изготовление печати.
    • Зарегистрировать организацию и кассовое оборудование в налоговой службе.
    • Подготовить документы подтверждающие образование, сертификаты и мед. книжки персонала.
    • Получить чертежи здания, планы каждого этажа и подробное описание помещения от БТИ.
    • Заключить договор покупки/продажи или аренды помещения (копии документов должны быть нотариально заверены).
    • Должны быть в наличии лицензии и сертификаты на медицинское оборудование.
    • Разработать и внедрить программу производственного контроля для осуществления стоматологической деятельности.
    • Получить санитарно-эпидемиологическое свидетельство о выполнении всех требований и лицензию на предоставление медицинских услуг.
    • Получить свидетельство от Пожарной службы (наличие пожарной сигнализации, огнетушителя, цветной схемы эвакуации, инструкции по действиям в случае ЧП и т.д.).
    • Должны быть заключены договоры: на сервисное обслуживание оборудования и систем вентиляции, на утилизацию отходов всех категорий (бытовые, медицинские и т.д.), на дезинфекцию помещения, а также должен быть заключен договор с прачечной.
    • Установить порядок ведения и хранения всех необходимых записей и документов.
    Важно! Перечень необходимых действий и документов может варьироваться в зависимости от видов стоматологических услуг.

    Ищем помещение под стоматологическую клинику

    На какие моменты нужно обратить вниманием при выборе локации:

    1. Проходимое место: расположение должно быть в зоне с высоким пешеходным и автомобильным трафиком.
    2. Транспортная доступность: близость к метро и остановкам общественного транспорта, легкость доступа для людей с ограниченными возможностями.
    3. Наличие поблизости бесплатных парковочных мест.

    Основные требования к помещению стоматологии, согласно стандартам Роспотребнадзора:

    • Площадь стоматологического кабинета на базовом уровне — от 30 квадратных метров.
    • Площадь помещения для 1 стоматологического кресла должна быть от 14 квадратных метров.
    • Площадь помещения под холл и зону ожидания — не менее 10 квадратных метров.
    • Не менее 5 квадратных метров должно быть выделено для так называемой санитарно-гигиенической зоны.
    • Помещение для персонала — минимум 6 кв.м площади (административные помещения, комната для отдыха, склад).
    • Расположение помещения не выше 2 этажа.
    • Минимальное расстояние до потолка — 3 метра.
    • Расстояние между окном и стеной — не менее 6 метров.
    • Должен присутствовать подвод сжатого воздуха, углекислого газа.
    • Отсутствие отделки стен в комнате, где проводится рентгеновский осмотр зубов.

    Помещение для стоматологии

    Помещение обязательно должно соответствовать пожарным нормам и требованиям СанЭпидНадзора.

    Если бюджет не ограничен, предпочтительнее приобрести помещение в собственность. Если финансовые ресурсы ограничены, можно рассмотреть вариант аренды помещения.

    Нанимаем персонал

    Квалифицированный персонал – ключ к успешной работе стоматологической клиники. Вам потребуются квалифицированные врачи, администраторы, медсестры и другие сотрудники.

    В типичном случае для стандартной стоматологии требуется команда, которая включает следующих специалистов:

    • Врач-стоматолог общей практики.
    • Стоматолог-ортопед.
    • Стоматолог-ортодонт.
    • Мед. персонал (санитары и медсестры).
    • Специалисты по рентгеновским исследованиям.

    Персонал стоматологии

    Для крупной клиники дополнительно могут потребоваться:

    • Стоматолог-педиатр.
    • Стоматолог-хирург (включая челюстно-лицевого).
    • Специалисты по анестезии.
    • Имплантологи.
    • Гнатологи.
    • Пародонтологи, специалисты по гигиене полости рта и т.д.

    Покупаем или арендуем оборудование

    Перечень оборудования для стоматологической деятельности огромный и может варьироваться в зависимости от формы оказания услуг (терапевтическое отделение, хирургия, детское отделение, эстетическая стоматология и т.д.), поэтому для подбора желательно пригласить специалиста, который хорошо разбирается в профессиональной технике.

    Список базового оборудования:

    • Стоматологическая установка с пациентским креслом.
    • Компрессор с производительностью от 100 литров сжатого воздуха в минуту.
    • Набор стоматологических наконечников и микромоторов.
    • Базовые стоматологические инструменты (зеркало, пинцет, зонд и т.д.).
    • Автоклав для обработки инструментов и стерилизационное оборудование.

    Оборудование для стоматологии

    Если вы планируете самостоятельно делать рентген, изготавливать каппы или протезы, список значительно расширится и дополнительно понадобятся:

    • Рентгеновский аппарат, визиограф.
    • Устройство для изготовления капп.
    • Аппарат для фонофореза.
    • Артикулятор и многие другие устройства.
    Важно! Список оборудования может варьироваться в зависимости от направления деятельности стоматологической клиники.

    В итоге, чтоб собрать новое стоматологическое кресло необходимо в среднем от 300 000 рублей (цены могут отличаться в зависимости от региона) без учета расходных материалов. Поэтому не стоит исключать вариант покупки б/у оборудования, которое должно иметь все необходимые сертификаты. В качестве примера можно рассмотреть такие ресурсы как Авито и подобные доски объявлений, стоматологическое кресло в хорошем состоянии в этом случае обойдется вам в 40-50 тысяч рублей.

    Получаем лицензию

    Документ выдается региональным подразделением Росздравнадзора. Для его получения необходимо подготовить и представить следующие документы:

    • Заявление на выдачу лицензии для стоматологической деятельности.
    • Копии договоров, подтверждающих наличие помещения для предоставления медицинских услуг: документы на собственность, аренды и т.д.
    • Копии документов, подтверждающих наличие необходимого медицинского оборудования.
    • Копии документов о высшем образовании и опыте работы не менее 5 лет для руководителя клиники и заведующих отделениями.
    • Копии документов, подтверждающих наличие профильного образования у персонала.
    • Копии договоров с подрядчиками на обслуживание и ремонт медицинского оборудования.

    Это основной перечень документов: остальные бумаги Росздравнадзор получит по запросу в другие ведомства: ФНС, Росреестр и другие. Так что никаких выписок из ЕГРЮЛ приносить не нужно. Детальнее об условиях получения лицензии можно прочитать здесь.

    Образец лицензии для стоматологии

    Рассчитываем сроки окупаемости

    Как показывает практика, открытие стоматологии среднего размера (от 3 до 6 стоматологических установок) занимает примерно год. Первые 2 месяца отводятся для маркетингового анализа. В это время бизнесмен определяет свою нишу, рассчитывает предположительный бюджет, при необходимости – устанавливает партнерские отношения или привлекает инвестиции. В последующие месяцы время занимает поиск и ремонт помещений, найм сотрудников, получение необходимых разрешений и лицензий, покупка оборудования и прочие подготовительные действия.

    Точно рассчитать первоначальные расходы и ежемесячные траты сложно, потому что из-за финансовой нестабильности нет возможности просчитать все с точностью до рубля. Например: оборудование, которое стоило порядка 2 млн. руб., спустя несколько месяцев может подорожать в цене более чем в половину. По этой причине мы не будем давать конкретные числа, а сконцентрируемся на том, что важно учитывать при разработке финансового раздела бизнес-плана.

    Будущий руководитель должен вычислить начальные и ежемесячные затраты.

    • К начальным затратам относятся расходы на юридическую регистрацию, уставной капитал (в случае ООО), затраты на приобретение/аренду и ремонт помещения, покупку оборудования, расходы на маркетинг и другие затраты, которые нельзя классифицировать в одну категорию. Минимальные затраты на открытие стоматологии отличаются в зависимости от региона (составят примерно от 1.800 000₽).
    • Ежемесячные затраты включают в себя оплату труда сотрудников, взносы в различные фонды, оплату коммунальных услуг, пополнение запасов, обслуживание оборудования и затраты на рекламу. Приблизительные ежемесячные расходы составят от 300. 000₽.

    Прибыль стоматологии

    В плане прибыли, ежемесячный доход при среднем чеке 2500₽ на пациента составляет примерно 650.000₽ (при 6-дневной рабочей неделе на 1 стоматологическое кресло). Таким образом получаем среднюю окупаемость бизнеса около 1 года. Но также стоит помнить, что указанные цифры примерные и срок окупаемости может увеличиваться (в зависимости от разных факторов: количество персонала, стоимость оборудования и т.д.).

    Что поможет сделать стоматологическую клинику прибыльной

    Чтобы увеличить доход стоматологии необходимо комплексно проработать ключевые задачи: повысить процент конверсии, преобразовать новых потенциальных клиентов в реальных посетителей, увеличить средний размер чека по каждому пациенту и частоту его визитов.

    Также важно понимать, что независимо от размера клиники, ей понадобится система для автоматизации основных бизнес-процессов. Современная программа для стоматологии Sycret Dent значительно облегчает работу стоматологии любого масштаба – от частного кабинета до крупной сети с множеством филиалов.

    Готовое решение для автоматизации рабочих процессов

    Sycret Dent включает все основные функции, которые необходимы для стабильной работы стоматологии: электронный журнал записи, в котором удобно вести учет пациентов и просматривать информацию по клиентской базе; расширенный блок медицины, в котором удобно и быстро можно создать сразу несколько планов лечения всего за пару минут; работа с зубной формулой для более точного диагноза и лечения по каждому зубу; продуманный модуль аналитики и отчетности, с гибкими настройкам и фильтрацией информации по заданным критериям; возможность автоматической отправки уведомлений посредством SMS и Push сообщений, инструмент онлайн-записи клиентов, для привлечения новых посетителей, различные интеграции с полезными сервисами и многое другое.

    Внедрение Sycret Dent при открытии стоматологии

    Почему рекомендуется внедрить Sycret Dent до начала работы стоматологии:

    • Вы сможете немедленно начать формирование клиентской базы и вводить эти данные в CRM-систему. Это исключит необходимость последующего ручного переноса записей из бумажных журналов, сэкономив ваше время.
    • Бесплатный период на 2 недели, без ограничений – у вас будет время на тестирование программы и обучение персонала, вместо того чтобы делать это в процессе работы, отвлекаясь от основной деятельности.
    • Ваша клиника опередит конкурентов, которые все еще раздумывают о внедрении МИС для стоматологии. Вы с самого начала работы получаете все преимущества использования программы для стоматологии.
    • Можно внести кастомные доработки программы согласно вашим требованиям и настроить все параметры индивидуально.

    Рекомендации для увеличения продаж

    Эффективное маркетинговое продвижение важно для привлечения новых пациентов и удержания существующих. Это может включать в себя онлайн-рекламу, ведение социальных сетей и размещение рекламы в тематических сообществах, email-маркетинг и другие стратегии.

    Реклама сделает Ваш бизнес узнаваемым и поможет привлечь новую целевую аудиторию.

    Эффективная реклама должна содержать:

    • Специфическое, привлекательное предложение (промоакция, скидка, подарок, уникальная услуга и т.д.), которое привлечет внимание пациентов.
    • Сжатые сроки акционных предложений (временные рамки проводимых акций или ограниченное кол-во бонусов), которые подталкивают клиента быстрее посетить стоматологию.
    • Призыв к действию, хорошо заметные контактные данные для связи, а также форма для онлайн-регистрации.

    Еще несколько методов повышения продаж:

    • Привлекайте пациентов через почтовые рассылки от имени главврача или директора стоматологии. Письмо может содержать интересное предложение или приглашение на бесплатную консультацию.
    • Находите партнеров и сотрудничайте с ними. К примеру, сеть аптек может давать своим покупателям скидочные сертификаты на профессиональную чистку зубов в вашей клинике.
    • Проводите регулярно обучение администраторов, чтоб повысить качество взаимодействия с клиентами. Подготовьте готовые разговорные скрипты, продумайте ответы на часто задаваемые вопросы.
    • Сделайте привлекательный сайт и размещайте там полезную информацию: список услуг, прайс-лист, спец. предложения, акции и т.д.
    • Повысьте средний чек за счет дополнительных услуг, таких как врачебные консультации.