Как открыть стоматологию?
Перспективы стоматологического бизнеса и анализ рынка
Согласно статистике, доля государственных стоматологических учреждений составляет менее 5% от общего количества всех организаций, предоставляющих аналогичные услуги. Основная масса клиник (95%) – это частные организации: небольшие стоматологические кабинеты, отделения крупных сетей и т.д. В частных стоматологических центрах пациентам предлагается персонализированный подход, более эффективные методы лечения и широкий спектр услуг.
Из этого факта можно выделить два основных вывода:
- Частная стоматология – это сфера с очень высоким уровнем конкуренции. Даже в относительно маленьких городах сразу несколько клиник соревнуются за пациентов.
- Предоставление стоматологических услуг – выгодное направление, несмотря на конкуренцию и финансовые риски.
Бизнес план стоматологии
Вы можете начать стоматологическую деятельность следуя одной из 3-х моделей:
- Запустить стоматологию самостоятельно, составив собственный бизнес-план и оценив перспективу его развития.
- Купить франшизу зубной поликлиники, оценив эффективность стоматологов от определенного бренда и изучив отчеты партнеров.
- Приобрести уже функционирующий стоматологический бизнес, проведя тщательный аудит компании: юридический, финансовый и маркетинговый.
Рассмотрим детально, как организовать прибыльную стоматологию, соблюсти законы и избежать скрытых проблем. Ниже приведен приблизительный план по запуску клиники, который поможет лучше понять все этапы реализации.
Определяемся с организационно-правовой формой
Можно зарегистрировать бизнес как ИП (индивидуальное предприятие) или ООО (общество с ограниченной ответственностью). ИП подходит для открытия частной стоматологической практики с одним специалистом, а ООО оформляется для запуска стоматологической клиники с количеством сотрудников от 2-х до 50.
Используются коды ОКВЭД 85.12 “Стоматологическая деятельность” или 85.13 “Медицинская практика”. Выбор определенного кода влияет на систему налогообложения компании.
Какие шаги необходимо предпринять для открытия стоматологической клиники:
- Произвести регистрацию компании в фондах пенсионного, медицинского и социального страхования.
- Открыть банковский счет и заказать изготовление печати.
- Зарегистрировать организацию и кассовое оборудование в налоговой службе.
- Подготовить документы подтверждающие образование, сертификаты и мед. книжки персонала.
- Получить чертежи здания, планы каждого этажа и подробное описание помещения от БТИ.
- Заключить договор покупки/продажи или аренды помещения (копии документов должны быть нотариально заверены).
- Должны быть в наличии лицензии и сертификаты на медицинское оборудование.
- Разработать и внедрить программу производственного контроля для осуществления стоматологической деятельности.
- Получить санитарно-эпидемиологическое свидетельство о выполнении всех требований и лицензию на предоставление медицинских услуг.
- Получить свидетельство от Пожарной службы (наличие пожарной сигнализации, огнетушителя, цветной схемы эвакуации, инструкции по действиям в случае ЧП и т.д.).
- Должны быть заключены договоры: на сервисное обслуживание оборудования и систем вентиляции, на утилизацию отходов всех категорий (бытовые, медицинские и т.д.), на дезинфекцию помещения, а также должен быть заключен договор с прачечной.
- Установить порядок ведения и хранения всех необходимых записей и документов.
Ищем помещение под стоматологическую клинику
На какие моменты нужно обратить вниманием при выборе локации:
- Проходимое место: расположение должно быть в зоне с высоким пешеходным и автомобильным трафиком.
- Транспортная доступность: близость к метро и остановкам общественного транспорта, легкость доступа для людей с ограниченными возможностями.
- Наличие поблизости бесплатных парковочных мест.
Основные требования к помещению стоматологии, согласно стандартам Роспотребнадзора:
- Площадь стоматологического кабинета на базовом уровне — от 30 квадратных метров.
- Площадь помещения для 1 стоматологического кресла должна быть от 14 квадратных метров.
- Площадь помещения под холл и зону ожидания — не менее 10 квадратных метров.
- Не менее 5 квадратных метров должно быть выделено для так называемой санитарно-гигиенической зоны.
- Помещение для персонала — минимум 6 кв.м площади (административные помещения, комната для отдыха, склад).
- Расположение помещения не выше 2 этажа.
- Минимальное расстояние до потолка — 3 метра.
- Расстояние между окном и стеной — не менее 6 метров.
- Должен присутствовать подвод сжатого воздуха, углекислого газа.
- Отсутствие отделки стен в комнате, где проводится рентгеновский осмотр зубов.
Помещение обязательно должно соответствовать пожарным нормам и требованиям СанЭпидНадзора.
Если бюджет не ограничен, предпочтительнее приобрести помещение в собственность. Если финансовые ресурсы ограничены, можно рассмотреть вариант аренды помещения.
Нанимаем персонал
Квалифицированный персонал – ключ к успешной работе стоматологической клиники. Вам потребуются квалифицированные врачи, администраторы, медсестры и другие сотрудники.
В типичном случае для стандартной стоматологии требуется команда, которая включает следующих специалистов:
- Врач-стоматолог общей практики.
- Стоматолог-ортопед.
- Стоматолог-ортодонт.
- Мед. персонал (санитары и медсестры).
- Специалисты по рентгеновским исследованиям.
Для крупной клиники дополнительно могут потребоваться:
- Стоматолог-педиатр.
- Стоматолог-хирург (включая челюстно-лицевого).
- Специалисты по анестезии.
- Имплантологи.
- Гнатологи.
- Пародонтологи, специалисты по гигиене полости рта и т.д.
Покупаем или арендуем оборудование
Перечень оборудования для стоматологической деятельности огромный и может варьироваться в зависимости от формы оказания услуг (терапевтическое отделение, хирургия, детское отделение, эстетическая стоматология и т.д.), поэтому для подбора желательно пригласить специалиста, который хорошо разбирается в профессиональной технике.
Список базового оборудования:
- Стоматологическая установка с пациентским креслом.
- Компрессор с производительностью от 100 литров сжатого воздуха в минуту.
- Набор стоматологических наконечников и микромоторов.
- Базовые стоматологические инструменты (зеркало, пинцет, зонд и т.д.).
- Автоклав для обработки инструментов и стерилизационное оборудование.
Если вы планируете самостоятельно делать рентген, изготавливать каппы или протезы, список значительно расширится и дополнительно понадобятся:
- Рентгеновский аппарат, визиограф.
- Устройство для изготовления капп.
- Аппарат для фонофореза.
- Артикулятор и многие другие устройства.
В итоге, чтоб собрать новое стоматологическое кресло необходимо в среднем от 300 000 рублей (цены могут отличаться в зависимости от региона) без учета расходных материалов. Поэтому не стоит исключать вариант покупки б/у оборудования, которое должно иметь все необходимые сертификаты. В качестве примера можно рассмотреть такие ресурсы как Авито и подобные доски объявлений, стоматологическое кресло в хорошем состоянии в этом случае обойдется вам в 40-50 тысяч рублей.
Получаем лицензию
Документ выдается региональным подразделением Росздравнадзора. Для его получения необходимо подготовить и представить следующие документы:
- Заявление на выдачу лицензии для стоматологической деятельности.
- Копии договоров, подтверждающих наличие помещения для предоставления медицинских услуг: документы на собственность, аренды и т.д.
- Копии документов, подтверждающих наличие необходимого медицинского оборудования.
- Копии документов о высшем образовании и опыте работы не менее 5 лет для руководителя клиники и заведующих отделениями.
- Копии документов, подтверждающих наличие профильного образования у персонала.
- Копии договоров с подрядчиками на обслуживание и ремонт медицинского оборудования.
Это основной перечень документов: остальные бумаги Росздравнадзор получит по запросу в другие ведомства: ФНС, Росреестр и другие. Так что никаких выписок из ЕГРЮЛ приносить не нужно. Детальнее об условиях получения лицензии можно прочитать здесь.
Рассчитываем сроки окупаемости
Как показывает практика, открытие стоматологии среднего размера (от 3 до 6 стоматологических установок) занимает примерно год. Первые 2 месяца отводятся для маркетингового анализа. В это время бизнесмен определяет свою нишу, рассчитывает предположительный бюджет, при необходимости – устанавливает партнерские отношения или привлекает инвестиции. В последующие месяцы время занимает поиск и ремонт помещений, найм сотрудников, получение необходимых разрешений и лицензий, покупка оборудования и прочие подготовительные действия.
Точно рассчитать первоначальные расходы и ежемесячные траты сложно, потому что из-за финансовой нестабильности нет возможности просчитать все с точностью до рубля. Например: оборудование, которое стоило порядка 2 млн. руб., спустя несколько месяцев может подорожать в цене более чем в половину. По этой причине мы не будем давать конкретные числа, а сконцентрируемся на том, что важно учитывать при разработке финансового раздела бизнес-плана.
Будущий руководитель должен вычислить начальные и ежемесячные затраты.
- К начальным затратам относятся расходы на юридическую регистрацию, уставной капитал (в случае ООО), затраты на приобретение/аренду и ремонт помещения, покупку оборудования, расходы на маркетинг и другие затраты, которые нельзя классифицировать в одну категорию. Минимальные затраты на открытие стоматологии отличаются в зависимости от региона (составят примерно от 1.800 000₽).
- Ежемесячные затраты включают в себя оплату труда сотрудников, взносы в различные фонды, оплату коммунальных услуг, пополнение запасов, обслуживание оборудования и затраты на рекламу. Приблизительные ежемесячные расходы составят от 300. 000₽.
В плане прибыли, ежемесячный доход при среднем чеке 2500₽ на пациента составляет примерно 650.000₽ (при 6-дневной рабочей неделе на 1 стоматологическое кресло). Таким образом получаем среднюю окупаемость бизнеса около 1 года. Но также стоит помнить, что указанные цифры примерные и срок окупаемости может увеличиваться (в зависимости от разных факторов: количество персонала, стоимость оборудования и т.д.).
Что поможет сделать стоматологическую клинику прибыльной
Чтобы увеличить доход стоматологии необходимо комплексно проработать ключевые задачи: повысить процент конверсии, преобразовать новых потенциальных клиентов в реальных посетителей, увеличить средний размер чека по каждому пациенту и частоту его визитов.
Также важно понимать, что независимо от размера клиники, ей понадобится система для автоматизации основных бизнес-процессов. Современная программа для стоматологии Sycret Dent значительно облегчает работу стоматологии любого масштаба – от частного кабинета до крупной сети с множеством филиалов.
Готовое решение для автоматизации рабочих процессов
Sycret Dent включает все основные функции, которые необходимы для стабильной работы стоматологии: электронный журнал записи, в котором удобно вести учет пациентов и просматривать информацию по клиентской базе; расширенный блок медицины, в котором удобно и быстро можно создать сразу несколько планов лечения всего за пару минут; работа с зубной формулой для более точного диагноза и лечения по каждому зубу; продуманный модуль аналитики и отчетности, с гибкими настройкам и фильтрацией информации по заданным критериям; возможность автоматической отправки уведомлений посредством SMS и Push сообщений, инструмент онлайн-записи клиентов, для привлечения новых посетителей, различные интеграции с полезными сервисами и многое другое.
Почему рекомендуется внедрить Sycret Dent до начала работы стоматологии:
- Вы сможете немедленно начать формирование клиентской базы и вводить эти данные в CRM-систему. Это исключит необходимость последующего ручного переноса записей из бумажных журналов, сэкономив ваше время.
- Бесплатный период на 2 недели, без ограничений – у вас будет время на тестирование программы и обучение персонала, вместо того чтобы делать это в процессе работы, отвлекаясь от основной деятельности.
- Ваша клиника опередит конкурентов, которые все еще раздумывают о внедрении МИС для стоматологии. Вы с самого начала работы получаете все преимущества использования программы для стоматологии.
- Можно внести кастомные доработки программы согласно вашим требованиям и настроить все параметры индивидуально.
Рекомендации для увеличения продаж
Эффективное маркетинговое продвижение важно для привлечения новых пациентов и удержания существующих. Это может включать в себя онлайн-рекламу, ведение социальных сетей и размещение рекламы в тематических сообществах, email-маркетинг и другие стратегии.
Реклама сделает Ваш бизнес узнаваемым и поможет привлечь новую целевую аудиторию.
Эффективная реклама должна содержать:
- Специфическое, привлекательное предложение (промоакция, скидка, подарок, уникальная услуга и т.д.), которое привлечет внимание пациентов.
- Сжатые сроки акционных предложений (временные рамки проводимых акций или ограниченное кол-во бонусов), которые подталкивают клиента быстрее посетить стоматологию.
- Призыв к действию, хорошо заметные контактные данные для связи, а также форма для онлайн-регистрации.
Еще несколько методов повышения продаж:
- Привлекайте пациентов через почтовые рассылки от имени главврача или директора стоматологии. Письмо может содержать интересное предложение или приглашение на бесплатную консультацию.
- Находите партнеров и сотрудничайте с ними. К примеру, сеть аптек может давать своим покупателям скидочные сертификаты на профессиональную чистку зубов в вашей клинике.
- Проводите регулярно обучение администраторов, чтоб повысить качество взаимодействия с клиентами. Подготовьте готовые разговорные скрипты, продумайте ответы на часто задаваемые вопросы.
- Сделайте привлекательный сайт и размещайте там полезную информацию: список услуг, прайс-лист, спец. предложения, акции и т.д.
- Повысьте средний чек за счет дополнительных услуг, таких как врачебные консультации.